Факторы производства и эффективное функционирование предприятия

Показатели долгосрочного планирования определяют цели пред­приятия на рассматриваемую перспективу. К этим показателям, как правило, относятся:

— объем продаж;

— темп роста объема продаж;

— размер прибыли;

— норма прибыли на совокупный капитал;

— рентабельность продаж;

— доля на рынке.

Базисным показателем деятельности предприятия является объем продаж, поскольку большинство остальных показателей характе­ризуют предприятие либо с точки зрения формирующих объем продаж факторов, либо являются производными от объема про­даж.

Как показывает практика стратегического планирования, коли­чество показателей целеполагания и их конкретный набор зависят от ряда факторов, среди которых выделяют: степень проработанности плана (уровень его детализации), форму собственности пред­приятия, тип предприятия (диверсифицированное или специали­зированное), размер предприятия.

Важнейшим этапом стратегического планирования является фор­мулировка стратегии и выбор стратегических альтернатив.

Процедура формулировки стратегии и выбора стратегических аль­тернатив состоит из следующих этапов:

— оценка существующей стратегии;

— собственно этап формулировки;

— оценка и планирование риска;

— выбор стратегической альтернативы.

Процедура формулировки стратегии подразумевает разработку се­рии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне его подразделений. Стратегия предприятия объединяет все стратегические планы в единое целое.

Основой единого стратегического плана является его базовая стратегия. В соответствии с фазой цикла развития предприятия можно остановить свой выбор на одной из следующих базовых стратегий:

— стратегия роста — основная стратегия предприятия, выражаю­щая стремление к увеличению объемов производства, прибы­ли, капитала, т. е. стратегия развития. Эта стратегия также может быть определена как стратегия наступательная;

— стратегия стабилизации — стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильного объема продаж и доходов. Эта страте­гия направлена на достижение стабилизации на возможно ран­ней стадии колебаний объемов продаж и доходов с последую­щим переходом к стратегии роста. Стратегия стабилизации но­сит наступательно-оборонительный характер;

— стратегия выживания применяется в условиях глубокого кризиса экономической деятельности предприятия и носит чисто оборо­нительный характер.

Планирование на предприятии представляет собой непрерывный процесс, в ходе которого необходимо постоянно корректировать планы подразделений и осуществлять их координацию.

Глава 3 Классификация предприятия по видам экономической деятельности

Коммерческие организации.

Распределение коммерческих предприятий (действующих в РФ в последние годы) по организационно-экономическим формам:

• преобладает доля хозяйственных обществ (более 50%);

• развитие хозяйственных обществ имеет тенденцию к росту. Наиболее интенсивно расширяется сеть ООО; форма АО наиболее предпочтительная для развития крупного бизнеса;

• на унитарные и муниципальные предприятия приходится около 20% от общего количества организаций. В настоящее время они приобретают хорошие перспективы для роста.

Некоммерческие организации.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ (в ред. от 21.03.2002 № 31-ФЗ).

Перейти на страницу:
1 2 3 4

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).