Зарождение экономических знаний в древнем обществе.

Платон (427-347 гг. до н. э.), высказывал много замечательных экономических идей. В частности, он первым дал классификацию благ, проанализировал причины порчи монет и ее экономические последствия, разделил торговлю на оптовую и розничную, ввел понятие колониальной экономики и даже обосновал не5обходимость государственного контроля над ценами. Платон ставил перед собой задачу упрочить положение аристократии и защитить ее интересы. С этой целью он написал книгу «Политика или государство», в которой нарисовал новое идеальное государство, наделяя его утопическими чертами. Все население делится им на три сословия. Первые два – философы, управляющие государством, и воины, образующие государственный аппарат управления. Собственность разрешается иметь только «черни», третьему сословию, состоящему из землевладельцев, ремесленников и купцов. Рабы не относились ни к одному из сословий. Наиболее важной отраслью экономики Платон считал земледелие, менее почетным занятием – ремесло, непочетным – торговлю.

Первая попытка теоретически осмыслить и более или менее системно изложить экономические проблемы была осуществлена Аристотелем (384-322 гг. до н. э.). Он заинтересовался двумя ключевыми проблемами экономической науки того времени: эффективным использованием имущества в рабовладельческой латифундии и эквивалентным обменом. Аристотель ставит проблему рационального использования богатства, впервые формулирует понятия общественного разделения труда, эквивалентного обмена и меновой стоимости, а также потребностей.

Аристотель объяснял деление общества на рабовладельцев и рабов природными различиями людей. Он признавал «Естественное богатство», а совокупность произведенных товаров и связанную с ними деятельность относил к экономике. Другой сферой деятельности, по его мнению, является хрестоматика – искусство наживать состояние путем торговли, в котором никогда не бывает предела, а целью оказываются богатство и обладание деньгами.

Аристотель полагал, что товары становятся соизмеримыми между собой благодаря деньгам. Будучи приверженцем натурального хозяйства, Аристотель признавал обращение товаров, связанное с удовлетворением потребностей, а движение торгового и ростовщического капитала считал противоестественным и относил к хрематистике[3].

В I – II вв. до н. э. В Римском государстве начал развиваться экономический и политический кризис. Попытку приостановить его предприняли братья Гракхи – Тиберий (162-133 гг. до н. э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.), выдвинувшие проект аграрной реформы, суть которой состояла в ограничении крупного землевладения и в упорядочении положения разорявшихся крестьян.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли отражение в трудах агрономов – Варрона (116-24 гг. до н. э.) и Колумеллы (I в. до н. э.). В отличие от Катона, Варрон рекомендовал сочетать развитие земледелия с животноводством. Он отождествлял рабов с говорящими орудиями. Колумелла понимал неэффективность рабского труда и рекомендовал передать землю для обработки свободным колонам, т. е. перейти к мелкому производству.

Экономические идеи арабов в период раннего Средневековья выражал Коран, который был создан мекканским купцом Мухаммедом. Мухаммед утверждал принцип неприкосновенности частной собственности и имущества, большое внимание уделял торговле, требовал строгого соблюдения мер и весов при торговых операциях, но выступал против ростовщичества[4].

Крупным мыслителем второй половины XIV в. был Ибн-Халдун (1332-1406 гг.). Ему принадлежит теория общественного прогресса, согласно которой человеческое общество проходит в своем развитии два основных этапа: а) примитивность; б) цивилизацию. На первом этапе люди занимаются земледелием и скотоводством, на втором – ремеслом, торговлей, искусством и наукой. Он выдвинул также тезис о том, что товары приобретаются путем равноценного обмена, а золото и серебро служат воплощением ценности всего, что создал человек.

В период раннего Средневековья (XII-XIV вв.) феодальное общество принимает ярко выраженный сословный характер. Идеологами церковных и светских феодалов выступали канонисты. Крупным представителем канонистов является Фома Аквинский (1225-1274 гг.) защищавший сословные интересы. Основанием для обмена товаров Аквинский считал равенство пользы обмениваемых вещей. Но феодалы могли продавать вещи дороже их естественной цены, что, на его взгляд является справедливым потому, что представители привилегированных сословий больше значат для общества, чем крестьяне и ремесленники.

Экономические идеи феодальной Росси (IX-XVI вв.) выражал Ермолай Еразм (10-е гг. XVI в. - ок. сер. XVI в.). в основе его экономических воззрений лежит тезис о труде крестьян как источнике богатства. Он отводил крестьянскому сословию первое место в государстве и считал необходимым улучшить его материальное положение. С этой целью он предлагал ограничить повинности только натуральной рентой в размере 1/5 урожая.

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).