Инструменты и методы прогнозирования и планирования на макроуровне: Государственный бюджет, кредитно-денежные отношения, платежный баланс и валютный курс

Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он, в отличие то сводного финансового баланса, ежегодно утверждается в виде закона и представляет систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства.

По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной – затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.

При прогнозировании доходов можно применять методы экстраполяции. Однако результаты таких расчетов могут быть весьма неточными, так как они базируются на основе прошлого развития без учета эволюции налоговой базы. Более надежный прогноз достигается построением функциональных зависимостей.

В отличие от доходов государства, при прогнозировании правительственных расходов существует гораздо меньше возможностей определить их уровень, опираясь только на обычные экономические соотношения. Это является следствием политической природы процесса принятия решений по государственным расходам, которые в большей степени носят вероятностный характер.

Прогнозы финансирования дефицита обычно проводятся по трем основным направлениям: внешнее финансирование, внутреннее небанковское заимствование, внутреннее заимствование у банковской системы.

При расчете внешнего финансирования сверяются планы иностранных займов и графики погашения долгов с прогнозами иностранных кредитов и графиками погашения долгов кредитных агентов. Если проблема заключается в определении уровня или структуры иностранного долга, в прогноз включается более широкий набор параметров, уделяется особое внимание управлению внешним долгом. Бюджетные прогнозы в области внешнего долга (внешнего финансирования) должны согласовываться с показателями счета капитала прогнозного платежного баланса страны. Для внутренних небанковских займов необходим прогноз общего количества долговых инструментов, которые государство способно разместить во внутренних финансовых институтах, предоставляющих заемные средства. Прогнозирование внутреннего заимствования у банковской системы может осуществляться по уравнению тренда процентной ставки и суммы получаемого правительством кредита.

При прогнозировании кредитно-денежных отношений или программ важной является увязка предложения денег со спросом на деньги в соответствии с контрольной цифрой инфляции и оценкой ее темпов роста.

Сопоставления прогнозов спроса на деньги и предложения денег позволяют сделать заключение о степени сбалансированности денежного обращения.

Прогнозирование спроса на деньги может быть выполнено статистическими методами с использованием соответствующей выборки данных за предыдущие периоды.

Важно оценить скорость обращения денег. Если в предыдущие годы скорость оставалась практически постоянной или изменялась в каком-то направлении, то можно использовать данную схему и в прогнозируемом периоде.

Исходным моментам при прогнозировании предложения денег является определение денежной базы, которая включает наличные деньги, депозиты. На величину предложения денег оказывают влияние изменение денежной базы, соотношение между массой наличных денег и вкладами до востребования, а также изменение норм резервных денег для банков. Прогнозирование предложения денег предполагает выявление тренда, прогноз денежной базы и получение прогнозных оценок норм резервов.

Прогнозирование размеров чистых внешних активов непосредственно связано с перспективным состоянием платежного баланса и наличием внешнего финансирования.

Прочие статьи в денежном балансе по своей природе являются труднопредсказуемыми. Факторы, которые оказывают значительное влияние на эту переменную, включают увеличение акционерного капитала банков, изменение оценки чистых внешних активов, а также прибыли и убытков банковской системы.

Платежный баланс – это статистический отчет, в котором отражаются все экономические операции, осуществляемые резидентами одной страны с резидентами других страны за определенный период времени (квартал, год).[7]

Платежный баланс является одним из основных инструментов макроэкономического анализа прогнозирования. Его данные отражают то, как в мечение отчетного периода развивалась внешняя торговля, которая непосредственно влияем на валютный курс, уровень производства, занятости и потребления. На основе платежного баланса можно определить, в каких формах происходило привлечение иностранных инвестиций и осуществлялись инвестиции за границу, своевременно ли погашаешь внешняя задолженность страны или имели место просрочки и ее реструктуризация. Кроме того, он показываем, каким образом НБКР, составитель платежного баланса, изменял уровень своих международных резервов, устраняя платежные дисбалансы.[8]

Перейти на страницу:
1 2 3

Статистика

О кредите

Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).