Введение

 

В   начале  XXI  века   в мировом хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств - разных стран, направленные на создание единого хозяйственного организма. Во многих регионах мира происходит углубление хозяйственных взаимосвязей, создания различных региональных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Развитие мирового хозяйства доказывает превалирующее значение    внешнеэкономической деятельности для экономического развития государств. Широкое распространение и важнейшее значение в развитие международных экономических отношений приобретают свободные экономические зоны (СЭЗ).

В 80-е гг. Китай, который до этого периода долгое время проводил политику замкнутости в области внешних экономических связей, вступил на путь экономических реформ. Этот путь Китаем был пройден в несколько этапов. Неотъемлемой частью реформ в Китае являлась разработка стратегии развития внешних экономических отношений и вхождение КНР в мировую экономику. Развитие этого процесса было продиктовано необходимостью использовать возможности китайской экономики и ее научно-технических связей с зарубежными странами для всесторонней перестройки экономики, интенсификации производства, совершенствования общественно производственных отношений в Китае.

Участие Китая в международном разделении труда уже в течение двадцати с лишним лет дало положительные результаты. За этот период (1980-2006 г.) Китай совершил грандиозный экономический рывок. Более того, Китай стал лидером  в Азиатско-Тихоокеанском  регионе (ATP). К началу нового столетия Китай успешно развивал торговые отношения с 192 странами мира. Экономические успехи современного Китая доказывают эффективность избранной им модели социально-экономического развития. Международные экономические отношения могут развиваться в различных формах, но в Китае они наиболее четко проявились в форме свободных экономических зон (СЭЗ). Именно в форме СЭЗ стала реализовываться открытая экономическая политика в Китае. Поэтому, в данной работе основное внимание уделено рассмотрению СЭЗ, их понятию, классификации, функционированию и перспективам их развития. СЭЗ в Китае — это не только нововведение и эксперимент, но и возможно одна из лучших действующих экономических моделей реформирования национальной экономики. СЭЗ — это доказательство того, что в одном государстве, могут ужиться и существовать два различных строя. Для изучения СЭЗ необходимо учитывать теоретическую основу их создания и результаты их деятельности, практические возможности их расширения и перспективы усиления их деятельности СЭЗ.

До сего времени теоретические основы еще до конца не разработаны, но достаточно хорошо изучена будущая роль свободных экономических зон в Китае. И касаясь практических результатов их деятельности, можно отметить как позитивные, так и негативные стороны в развитии СЭЗ. Это проявляется в решении некоторых правовых, экономических и даже политических проблем, в условиях реформирования экономики КНР.

Известно, что Китай является стратегическим партнером России, поэтому возникает прикладной аспект анализа, а именно — возможность изучения   Китая как  партнера  по  широкомасштабному инвестиционному сотрудничеству  с  Россией  и  выявления  наиболее перспективных направлений и форм экономического сотрудничества.

В России также имеются свободные экономические зоны, и поэтому опыт развития СЭЗ в Китае имеет определенный интерес для России. Для каждой конкретной зоны необходима своя разработанная концепция развития, которая бы соответствовала географическому расположению, природным, трудовым, научным, финансовым и прочим ресурсам данной страны.

Анализ функционирования СЭЗ в Китае показывает, что свободные экономические зоны могут стать основой для реализации поставленных задач экономической реформы, проводимой в государстве. СЭЗ — это прямая дорога к осуществлению экономических реформ и включению страны в международное экономическое сотрудничество.

Цель

данной работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности формирования и функционирования СЭЗ Китая на основе открытости внешнему миру, а также представить модели использования страной    внешнего    фактора    —    международного    экономического сотрудничества.  В  соответствии с данной  целью  в данной работе решаются следующие приоритетные задачи:

·        рассмотрение стратегического курса открытой экономической политики Китая на основе новой модели — СЭЗ;

·        анализ итогов и особенностей успешного функционирования и развития СЭЗ в Китае;

·        исследование    эволюции    и     эффективности    использования иностранных инвестиций;

·        выявление   роли    и    значения    СЭЗ    в   ускорении   развития национального хозяйства;

·        характеристика российской практики формирования и функционирования СЭЗ;

·        оценка    возможностей    использования    китайского    опыта   в развитии СЭЗ для России.

 


      Статистика

      О кредите

      Кредит или кредитные отношения — это такие сделки, при которых одна сторона уступает другой в собственность какие-либо ценности, на условиях возвратности (т.е. кредит должен быть возвращён в будущем), платности (т.е. за пользование кредитом будут взяты проценты) и срочности (т.е. установлен срок возврата кредита).